I. Общие вопросы организации и проведения размещения заказов
В цикле статей речь пойдет об организации и проведении процедура размещения заказа с уклоном на проектные и строительные работы, но тем менее, ряд рассматриваемых вопросов является общим не зависимо от вида товаров, работ, услуг.
Размещение государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с изменениями и дополнениями к нему (далее – Закон).
Этим Законом регулируются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Как сказано в ч. 1 ст. 1 Закона: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов».
Кроме того, отдельные моменты процедуры размещения заказа оговариваются статьями Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации.
Это положение изложено в ч. 1 ст. 2 Закона. «1. Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону».
К иным законодательным актам следует отнести федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями к нему, прописывающий антимонопольные требования к процедуре размещения заказа в главе 4. Так, в ч. 1 ст. 17 сказано: «1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции».
Кроме этого при размещении заказа на проектные и строительные работы необходимо учитывать положения Градостроительного кодекса РФ. Игнорирование указанных законодательных документов зачастую приводит к нарушениям при подготовке конкурсной или аукционной документации, проведении процедуры размещения заказа и как итог – жалобам участников размещения заказа на их организаторов.
Организацию и проведение процедуры размещения заказа осуществляют либо специально для этого созданные заказчиком комиссии, либо привлеченные им специализированные организации (далее – Заказчик).
II .Контроль за соблюдением процедуры размещения заказа
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Именно ей осуществляются контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, плановые и внеплановые проверки по жалобам участников размещения заказа.
III. Выбор способа размещения заказа
Размещение заказа может осуществляться (ч. 1 ст. 10 Закона):
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Выбор способа размещения заказа оставлен за Заказчиком, но, тем не менее, выбор того или иного способа размещения заказа регламентируется требованиями Закона и нормативными актами, регламентирующими данную процедуру. Таким образом, Заказчик ограничен рядом условий в выборе способа размещения заказа. В соответствии с Законом у Заказчика имеется следующий выбор:
при стоимости одноименного вида товаров, работ и услуг до 100 тыс. рублей возможно размещение заказа один раз в квартал у единственного подрядчика (исполнителя, поставщика) на усмотрение Заказчика (п. 14 ч. 2. ст. 55 Закона), чем он успешно и пользуется – ведь это значительно упрощает процедуру и сокращает время заключения контракта;
при стоимости одноименного вида товаров, работ и услуг до 500 тыс. рублей возможно размещение заказа один раз в квартал посредством запроса котировок – этот метод дает возможность упростить процедуру подготовки документации и сократить срок заключения контракта (кроме этого, у подрядчика появляется весьма существенная возможность разместить его у «понравившегося» ему подрядчика, чем бывают случаи он и пользуется) (ч. 3. ст. 42 Закона);
Особенно важным моментом в действиях Заказчика является правильное определение одноименных товаров, иначе можно легко нарушить требования Закони и оказаться в ФАС.
О понятии одноименных товаров в ч. 6.1 ст. 10 Закона сказано следующее: «6.1. Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд Заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов». Приказом Минэкономразвития РФ от 7 июня 2011 г. такая номенклатура товаров, работ услуг для нужд Заказчиков утверждена.
Возможность и процедура размещения заказа указанным способом прописаны в гл. 4 Закона. Не исключены случаи использования запроса котировок на сумму более 500 тыс. рублей, они перечислены в ч.ч. 5 и 6 ст. 42.
Заказчик должен вести постоянный контроль общей суммы заключенных контрактов данным способом. Превышение стоимости по одноименным товарам может грозить большими неприятностями: согласно: «4. В случае нарушения указанного в части 3 настоящей статьи положения контракт может быть признан судом недействительным на основании иска заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления» (ч. 4. ст. 42 Закона).
Важный момент. Поскольку согласно ч. 4 ст. 9 Закона заказ признается размещенным со дня заключения контракта, ограничения по суммам 100 или 500 тыс. рублей подлежат применению в отношении того квартала, в котором был заключен контракт, а не к периоду его фактического исполнения (письмо Минэкономразвития России от 18.01.2008
№ Д04-106).
Следует иметь в виду, что искусственное дроблений размещаемых заказов с целью воспользоваться возможностью использовать первый или второй из перечисленных выше способов является незаконным и в случае обнаружения такого факта контракт может быть в установленном порядке признан недействительным с наложением на Заказчика административного наказания.
В ст. 55 Закона перечислены все возможные случаи, когда Заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов или запроса котировок.
исчерпав первые два способа, Заказчик обязан размещать заказы посредством проведения конкурсов или (и) аукционов. И здесь выбор способа размещения заказа регламентируется Законом.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р (с изменениями и дополнениями) утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа иным путем на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в этом перечне, будет квалифицировано, как нарушение требований Закона № 94-ФЗ, и может быть обжаловано заинтересованным лицом и отменено решением соответствующего органа (здесь следует напомнить о возможности использования способов размещения заказа на суммы до 100 и 500 тыс. рублей и на товары, работы и услуги, указанные в перечне).
О необходимости выполнения этого положения говорится в ч. 5 ст. 10 Закона: «5. Нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.».
В п. 4.1 ст. 10 Закона указано: «4.1. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд Заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме».
Отсюда видно, когда на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по желанию Заказчика можно проводить конкурсы, а когда - аукционы. То же относится и к проектно-изыскательским работам.
Следует отметить, что по своему желанию, Заказчик может размещать заказы открытым аукционом в электронной форме на любые виды поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на любую сумму без ограничений.
Практика показывает, что где это возможно, Заказчик отдает предпочтение конкурсу, в котором у него есть небольшая возможность повлиять на результаты размещения заказа. Позже эта возможность будут рассмотрена более подробно.