«Безвизовый режим превратит порт Владивосток в туристический хаб»

Неделю назад во Владивостоке был озвучен проект о том, что частью программы «порто-франко» станет безвизовый режим для иностранных граждан. О нюансах этого проекта и надеждах региональной исполнительной власти в интервью ИАА ПортНьюс рассказал вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев.

– Сергей Викторович, Минвостокразвития вынесло на обсуждение три законопроекта по поводу свободного порта. Как заявляется, Администрация края в течение 10 дней внесет предложения в проект. Какова итоговая оценка краевых властей по поводу предложенных проектов?

 Министерство развития Дальнего Востока разработало три взаимосвязанных законопроекта, определяющих создание свободного порта Владивостока. Это сам федеральный законопроект о свободном порте, изменения в федеральные законодательные акты и, собственно, изменения в Налоговый кодекс. Вообще придется внести изменения в более чем 20 федеральных законов, не считая нормативно-правовые акты федеральных органов власти, вместе с принятием законопроекта о свободном порте Владивостока. Это – огромная законотворческая работа. Закон сложный. Следует сказать слова благодарности нашим коллегам из Минвостока, которые в столь короткие сроки смогли представить проекты этих законов. Учитывая, что идею о придании Владивостоку статуса открытого порта президент России Владимир Путин выдвинул чуть более трех месяцев назад, работа была проведена колоссальная.

Трудно переоценить значение законопроекта по созданию свободного порта не только для Приморского края, но даже всего Дальнего Востока. Экономический и социальный эффект от его реализации в жизнь испытают также жители регионов Восточной Сибири и Забайкалья.

Основные виды деятельности, которые получат максимальное развитие в случае установления режима свободного порта, – логистика, судоремонт и бункеровка, обрабатывающие производства, экспортоориентированные и импортозамещающие производства, сельское хозяйство, туристическая сфера, строительство, научно-внедренческая сфера и другие. Эффект от реализации проекта свободного порта будет складываться из совокупности результатов развития базовых секторов экономики региона, сбалансированного развития транспортной инфраструктуры и углубления интеграции экономики России в азиатско-тихоокеанский регион (АТР).

– Насколько проекты министерства детально проработаны и экономически обоснованы? В чем суть дополнительных предложений краевых властей? Как они будут учитываться?

 Про конкретные социально-экономические результаты пока говорить рано. Точные цифры влияния свободного порта на экономику Приморья и Дальнего Востока можно будет назвать после разработки нормативно-правовых документов, регулирующих механизм реализации закона. Закон предполагает не только упрощение таможенных процедур или визового режима пребывания иностранцев на территории свободного порта. Это еще и изменения в градостроительном, налоговом, трудовом кодексах, внесение корректив в нормативно-правовые акты, регулирующие экономическую деятельность в различных сферах хозяйствования.

Распространение режима свободного порта не только на территорию агломерации, включающей Владивосток, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы, но и на другие территории края – Партизанский, Хасанский районы, Находку, Большой Камень, Зарубино, Посьет, – позволит значительно увеличить суммарный экономический результат. Еще больший экономический эффект будет в случае распространения режима свободного порта также на сухопутные и воздушные пункты пропуска. Мы хотим увязать законопроект с существующими международными транспортными коридорами в регионе: «Приморье-1» и «Приморье-2», с потенциальными возможностями транспортного хаба международного аэропорта Кневичи.

– Какова дальнейшая процедура принятия законопроекта?

 Законопроект будет еще детально прорабатываться в ходе общественных слушаний, которые будет проводить Минвосток вместе с краевой Администрацией и депутатами Законодательного собрания, представителями заинтересованных коммерческих компаний, портов, научного сообщества, экспертов. Задачу провести широкую экспертную оценку представленных законопроектов перед нами поставил губернатор края Владимир Миклушевский. По его словам, при разработке проекта должно быть учтено мнение всех, кого закон так или иначе будет касаться.

Предполагается, что согласно озвученной дорожной карте, к лету, после проведения общественных слушаний и согласительных комиссий, согласования с полномочным представителем президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым, а также обсуждения перспектив создания свободного порта на Восточном экономическом форуме в августе, законопроект будет внесен в план работы Государственной думы на осеннюю сессию. Мы рассчитываем на то, что в декабре он успешно пройдет третье чтение в Государственной Думе и будет подписан президентом. Это даст нам возможность начать его правоприменение уже с 2016 года.

– Кто может стать резидентами свободного порта?

 Критерии отбора резидентов также будут обсуждаться на общественных слушаниях. Это могут быть логистические компании, компании туристско-рекреационной, промышленной направленности. Специализация территории, входящей в свободный порт, пока не ограничена. В нынешнем виде в проекте закона выделены несколько типов устройства территорий – портовые специализированные, промышленные специализированные и научно-внедренческие территории.

– Касается ли законопроект изменения системы распределения федеральных и региональных налогов? Насколько и за счет чего увеличится пополнение краевого бюджета? На какие социально значимые программы будет направлена эта «сверхприбыль»?

– Базово касается. Но, повторюсь, будем еще обсуждать. Принятие закона такого масштаба – очень сложный процесс. Конечно, определенный налогово-правовой режим будет установлен, что будет способствовать созданию новых экспорто- и импортоориентированных предприятий. Это, в свою очередь, создаст предпосылки для увеличения налогооблагаемой базы. Ну а вопрос распределения доходной части краевого бюджета – прерогатива губернатора и депутатского корпуса в рамках установленных правовых процедур. Итоговый результат данного законопроекта – создание условий для развития экономики, что должно быть измеримо в росте валового регионального продукта (ВРП) и Приморского края, и всего Дальнего Востока.

– В территорию свободного порта предлагается внести 7 территорий Приморья. Подразумевает ли эта идея создание модернизированной инфраструктуры? А также – дополнительной к существующей – системы административного управления и контроля? Например, будет ли эта территория огорожена?

 В первую очередь речь будет идти о модернизации и развитии портовой инфраструктуры. Вопрос о форме управления будет вынесен на широкое обсуждение. Это будет управляющая компания или какая-то другая структура для управления территорией – данный вопрос открыт для обсуждения и предложений. Сплошной огороженности территории в том смысле слова, который вы имеете ввиду, конечно, не будет. Речь идет скорее о точечных механизмах регулирования специальных налоговых, таможенных и визовых режимов.

– Для развития международной торговли на территории свободного порта законопроект предполагает введение 72-часового (либо до 7 суток и более) безвизового режима. Каким примером вдохновлена данная мера? Какой экономический эффект ожидается от ее принятия? На какую категорию приезжающих она рассчитана (бизнесменов, туристов)?

 Право безвизового нахождения в течение 72 часов иностранных граждан, прибывающих любым видом транспорта на территорию свободного порта – довольно революционная норма. Тем более что теперь речь будет вестись о нахождении иностранного гражданина без визы не только на территории Владивостока, но и других муниципальных образований, которые будут включены в закон.

Более того, многие приморские эксперты выступают за увеличение этого срока до 10 дней. На это есть определенные обоснования – потенциальный инвестор не успеет за 72 часа провести достаточное количество бизнес-встреч, выехать на территорию края.

Идею озвучил Минвосток, но, напомню, именно от нашего департамента туризма изначально исходила инициатива разрешить туристам, прибывающим в Россию через аэропорт Владивостока, безвизовые въезд и пребывание на территории в течение 72 часов. Сейчас соответствующий законопроект уже рассмотрен в Госдуме России в первом чтении. Если Владивосток превратится в транспортный хаб, мы сможем привлечь в регион огромные туристические потоки. К слову, только в радиусе 3 тысяч километров от Владивостока проживает почти 1,5 миллиардов человек.

– Касается ли предложенный режим экспорта и импорта товаров?

 Касается. На территории свободного порта предполагается развитие оптовой торговли беспошлинными товарами российских и иностранных производителей. Также планируется предусмотреть возможность распространения статуса облегченного таможенного режима не только в отношении процедуры перемещения грузов, но и на частичную переработку импортной продукции, поступающей на территорию свободного порта. И предоставить доступ местных производственных предприятий к технологическим цепочкам такой переработки.

– Как безвизовый проект связан с развитием туризма, культуры и сферы обслуживания, какие программы существуют или будут запланированы для интенсификации данной отрасли (особенно после ее продолжающегося спада)?

 Не соглашусь с мнением, что туристическая отрасль в Приморье находится на спаде. Начиная с 2012 года наблюдается значительный рост внутреннего и въездного турпотоков. Другое дело, что сегодня туристические компании, ориентированные на выездной туризм, не справляются с обеспечением увеличившегося спроса, а главное – с качеством запрашиваемого туристами турпродукта.

Нам сегодня необходимо предоставить туристам качественный туристический продукт – он должен захотеть приезжать сюда вновь и вновь. Во Владивостоке благодаря саммиту АТЭС уже сформирована базовая инфраструктура для событийного и делового туризма – мосты, театр оперы и балета, Фетисов Арена, форты Владивостокской крепости, остров Русский с кампусом ДВФУ. Через некоторое время появятся океанариум, будет обновлен цирк, появится филиал Эрмитажа. Еще одной точкой роста, в первую очередь въездного туризма, является интегрированная развлекательная зона «Приморье». Считаю, что успех этого проекта предопределен участием в работе ИРЗ крупнейших мировых лидеров индустрии развлечений – компаний Melco и Naga.

В летне-осенний период Владивосток насыщен событийной составляющей – это всевозможные фестивали, концертные мероприятия. Туркомпаниям осталось оформить это как целостный взаимосвязанный турпродукт, то есть сформировать высокий сервис сопутствующего обслуживания вокруг этих достопримечательностей и мероприятий. Это питание, проживание туристов, вопросы логистики, безопасности, в конце-концов. Да, это другой объем работ, но и экономика другая. Каждый рубль прибыли туротрасли – это не менее 8-10 рублей прибыли в смежных отраслях. Кроме Владивостока будем говорить и о развитии туристических продуктов в других муниципальных образованиях. Тем более, что все предпосылки для этого есть. Так, очень перспективным туристским направлением считается экотуризм.

Источник: http://primorsky.ru/

Оставить комментарий:

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задаётся для того, чтобы удостовериться, что вы - человек, а не автоматизированная спам-рассылка.