Начала реконструкции Амурского тоннеля с нетерпением ждут все железнодорожники, работающие на его эксплуатации. Это позволит использовать сооружение в полную силу. Пока проект реконструкции находится на главной государственной экспертизе. Развеять слухи о ветхости и закрытии этого сооружения мы попросили тех, кто каждый день обеспечивает жизнедеятельность самого секретного объекта Дальневосточной железной дороги. Об этом читайте в нашем интервью с первым заместителем начальника Путевой дистанции искусственных сооружений Станиславом Белоусовым.
– Как будет проходить реконструкция?
– Работы пройдут в два этапа. Первая очередь реконструкции – укрепление искусственного острова Насыпной. Во время паводка 2013 года здесь образовались воронки глубиной до 9 метров, промоины. Если бы не каменная наброска, которую делали в 1980-х годах, остров могло смыть, а шахты – затопить.
Предстоит поднять уровень земли, где находится запретная зона и расположены посты охраны. Стволы шахт отремонтируют – восстановят их гидроизоляцию. По нашим наблюдениям, при уровне воды более 3 метров дебет воды в тоннеле увеличивается. Принято решение, что до этой отметки шахты будут выходить из земли. После ремонтных работ на острове перейдут к реконструкции самого тоннеля.
– Был только один вариант проекта реконструкции?
– Их было три. Сначала планировали сделать тоннель дренажной штольней, уменьшить сечение и восстановить все прочностные характеристики. А рядом пробить новый тоннель. Но этот вариант слишком дорогой. Хотя для нас, эксплуатационников, он был самым оптимальным. В таких тоннелях должна быть транспортно-дренажная штольня.
Второй вариант – разобрать старый тоннель под габарит С, поменять сечение обделки. Рядом пробить транспортно-дренажную штольню. Этот вариант тоже оказался затратным. Кроме того, ремонт подрусловой части нужно вести кессонным способом, а он запрещён.
Приняли третий вариант, который позволит восстановить необходимые характеристики.
– Какой габарит будет у тоннеля после реконструкции?
– На сети используется габарит С, но в Амурском тоннеле после реконструкции он не восстановится. Будет ограниченный габарит А-С верхним очертанием Б-1. Это позволяет пропускать перспективные нагрузки.
– Какие работы проведут в самом тоннеле?
– Сначала мы выписали техусловия с заменой дефектных тюбингов. В них образовалось около 500 трещин, через которые сочится вода. Но разбирать конструкцию и менять их технологически невозможно. Предложили ремонт всех чугунных элементов, замену на них всех болтовых скреплений. Также заменят всю гидроизоляцию за счёт нагнетения раствора за обделку.
– Паводок сильно повлиял на состояние сооружения?
– Мне кажется, если бы не паводок, реконструкции ждали бы дольше. Нет худа без добра.
В паводок работали старые насосы, 1950-х годов, но им было трудно справиться, поэтому поставили дополнительные. Потом начальник Дальневосточной дирекции инфраструктуры Сергей Максимцев выделил три глубинных артезианских насоса.
Благодаря паводку заменили резервный дизель-генератор, хотя и старый справлялся. У нас тогда стоял ЗиС 1951 года, и запускался он с первого раза. Каждый раз нужно было брать кочергу, мочить в солярке и искусственно давать искру. Но он мог работать вечно. Сейчас нам поставили новый, а этот раритет готовимся передать в Музей Амурского моста.
– В каком состоянии тоннель сейчас?
– Основная проблема – подрусловая часть тоннеля. Она сделана из чугунных тюбингов. Некоторые из них имеют трещины, через которые просачивается вода. Это нормальное явление для подводных и подземных сооружений, но всё равно обводнённость тоннеля есть. Из-за этого было поставлено ограничение по скорости движения поездов. Балласт теряет свои свойства воспринимать нагрузку и распределять её по нижнему своду тоннеля. Как следствие, плавность хода нарушается.
На месте выхода тоннеля на левом берегу эксплуатационников почти ничего не беспокоит.
– После реконструкции в тоннеле проложат новый путь?
– Путь будет как в метро – полушпалки в резиновых обоймах, утопленные в бетоне. Сейчас работает вариант с балластным основанием. Этот путь ремонтопригоден, и в эксплуатации он проще. Ремонтопригодность пути пока беспокоит больше всего, хотя говорят, что полушпалки легко меняются.
Кое-где толщина балласта под шпалами сейчас меньше допустимой. Это сложилось исторически, ведь строительство тоннеля заканчивали в рекордные сроки. Поэтому нет водоотводов. Стоки приходится чистить вручную.
– Обсуждался вариант не реконструировать тоннель, а затопить его. Как к этому отнеслись те, кто работает с этим искусственным сооружением?
– Скажу от себя. Как инженер и как строитель я против того, чтобы затоплять или консервировать Амурский тоннель. Я с гордостью рассказываю коллегам, с каким уникальным объектом работаю. Третий путь под Амуром нужен для живучести станции Хабаровск-2, а это сердце всей Дальневосточной железной дороги.
Справка
Длина Амурского тоннеля – 7191 метр.
Его технический проект разработан специальной экспедицией «Союзтранспроекта» при участии «Метропроекта» НКПС в 1937 году. При сооружении объекта было привлечено 15 специальных предприятий, а также воинские части.
В 1941 году производили обустройство тоннеля системами вентиляции, обогрева, освещения, откачки воды, оповестительной и заградительной сигнализации.
Завершить строительство в рекордно короткие сроки удалось благодаря тому, что проходка осуществлялась сразу несколькими бригадами.
Правительственная комиссия приняла тоннель в постоянную эксплуатацию в марте 1942 года. Поздравительную телеграмму в адрес строителей подписал лично Иосиф Сталин.
С 1942 по 1964 год тоннель как секретный объект находился на консервации. В 1960 году однопутный тоннель стали использовать для движения грузовых поездов. После завершения электрификации Дальневосточной железной дороги в западном от Хабаровска направлении по нему стали проходить маршруты некоторых пассажирских поездов, в том числе и пригородных.
Существует версия, что проект тоннеля рассматривали ещё при разработке вариантов мостового перехода через Амур в начале ХХ века.
Екатерина Крюкова
Источник: http://www.gudok.ru/
Оставить комментарий: