Программа развития Дальнего Востока предусматривает принципиально новый, уникальный принцип проектного финансирования, основанный на высокой оценке рыночного потенциала региона. Наибольший интерес вызывает механизм ее реализации и оптимистический сценарий привлечения инвестиций. Мнения экспертов о программе разделились, сообщает РИА PrimaMedia.
Напомним, что недавно была принята федеральная целевая программа (ФЦП) "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
"Программа принимается для того, чтобы кардинально обновить транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру всего региона. И мы понимаем, насколько это сложно", - сказал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
Эксперты, опрошенные РИА PrimaMedia, высказали различные мнения по вопросу реалистичности программы.
"Принятие программы еще не означает ее реализации. В целом, значение программы для развития Дальнего Востока и Приморья – огромно. Самым главным вопросом является привлечение инвестиций. Они способны улучшить многое в экономике региона, например, социальную инфраструктуру. Развитие производства будет способствовать увеличению количества рабочих мест, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет, что в дальнейшем будет способствовать развитию здравоохранения, образования и других отраслей. Важно проработать действенные механизмы по привлечению инвестиций в регион, прежде всего частных. Сегодня прорабатывается вопрос о снижении ставки налога на прибыль, а также о снижении административных барьеров. Возможно, что снизить их помогло бы создание при субъектах или муниципальных образованиях специальных структур, помогающих инвесторам решать вопросы, ведь заинтересованность инвестора во многом зависит от уверенности в безопасности", - отметила доктор экономических наук, депутат Думы Владивостока Ольга Ворожбит.
По ее словам, у Дальнего Востока есть хороший потенциал для привлечения инвестиций, например, зарубежных. Нужно его развивать, улучшать условия предпринимательского климата в регионе. Результат действенности программы может быть оценен по количеству созданных предприятий и налоговых отчислений.
Директор центра стратегических разработок, доктор экономических наук Михаил Терский считает представленную программу довольно сложной с экономической точки зрения.
"Интерес вызывает принципиально новый подход, определяющий порядок и условия расходования бюджетных средств, которые еще не до конца проработаны. В программе заложен уникальный принцип финансирования через проекты, то есть делается расчет на то, что вложенные государством деньги будут возвращены и при этом еще и принесут прибыль.
Такого на Дальнем Востоке еще не было, чтобы развитие региона осуществлялось на условиях возвратности и окупаемости.
Также недоумение вызывает вопрос рентабельности самих проектов, кто будет компенсировать возможные убытки. Например, развитие портовой инфраструктуры, где все порты частные, каким образом будет возможно совместное государственно–корпоративное партнерство. Это все очень сложные вопросы, на которые программа ответов не дает, конкретных механизмов реализации мы не видим, возможно, они еще в разработке, сегодня пока есть только общие замыслы", - сообщил Михаил Терский.
По его мнению, еще одним существенным недочетом программы является рассмотрение правительством рынков Дальнего Востока, прежде всего инвестиционного, как растущих.
"Сегодня все рынки сокращаются, но в программе абсолютно не определена позиция государства, как себя вести, если эти тенденции будут сохраняться, или еще более усиливаться. Что делать, если инвестиции в регион не пойдут, к тому же не совсем понятно, как будут привлекать частные инвестиции, ведь на одних только налоговых послаблениях привлечь инвесторов не получится. Очевидно, что эта программа однобокая, она предусматривает, что все будет только "расти и пахнуть", но, как мы видим, этого пока не происходит, сокращаются инвестиционные рынки, перевозки, спрос на мировом рынке и так далее.
Таким образом, программа развития Дальнего Востока основана на методологии только растущего рынка и полностью на этом построена, поэтому, несмотря на свою амбициозность, она очень рискованна и наивна, при ее разработке был учтен только оптимистический сценарий, пессимистические варианты даже не рассматривались", - подытожил эксперт.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский принял участие в заседании государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Глава региона поддержал идею финансирования транспортной инфраструктуры и объектов энергетики.
Напомним, в рамках ФЦП в Приморье предусмотрено модернизация инфраструктуры портов региона, увеличение пропускной способности Транссибирской железной дороги, модернизация и строительство автомобильных трасс Владивосток – Находка и Хабаровск – Владивосток.
Оставить комментарий: