Основной объем перевозок, более 70%, как и в 2011 году, приходится на четверку крупнейших: "Аэрофлот" AFLT +0.02%, "Трансаэро" TAER, "ЮТэйр" UTAR и группу S7.
Аналитики отмечают, что рост продолжится и в 2013 году, только группы "Аэрофлот" и "ЮТэйр" суммарно планируют перевезти 43,5 миллиона человек, увеличив объемы перевозок на 20% и 26% соответственно. При этом аналитики отмечают, что авиакомпании продолжат развиваться за счет органического роста, сделок M&A не ожидается.
ИТОГИ ГОДА
В понедельник Росавиация опубликовала информацию о перевозках пассажиров и грузов за 2012 год. Пассажиропоток составил 74 миллиона человек. Пассажирооборот вырос на 17,4%, до 195,77 миллиарда пассажиро-километров.
Грузооборот в 2012 году увеличился на 2,5%, до 5,076 миллиардов тонно-километров.
Авиакомпании РФ в 2012 году перевезли 987,8 тысячи тонн почты и груза, что на 0,7% больше, чем в 2011 году.
Процент занятости пассажирских кресел вырос на 1,1 процентного пункта и составил 78,3%. Коммерческая загрузка самолетов увеличилась на 0,8 процентного пункта, до 65,6%.
Группа "Аэрофлот" заняла прочное первое место с объемом перевозок в 27,4 миллиона человек (рост на 21,2%), из которых ОАО "Аэрофлот" перевез 17,65 миллиона человек.
На второе место, как и в предыдущие годы, вышла авиакомпания "Трансаэро" с пассажиропотоком в 10,32 миллиона человек.
Пассажиропоток группы "ЮТэйр" в 2012 году составил 9,38 миллиона человек, сообщала ранее авиакомпания. Эти показатели позволили "ЮТэйру" упрочить свое третье место и приблизиться к "Трансаэро".
При этом темпы роста пассажиропотока у "ЮТэйра" составили 24,35%, а у "Трансаэро" - 22,2%.
Группа S7 сохранила четвертое место с пассажиропотоком в 8,3 миллиона человек, что на 25,6% больше, чем в 2011 году.
В НОВЫЙ ГОД С РОСТОМ
Публичные авиакомпании "Аэрофлот" и "ЮТэйр" ранее озвучили свои планы на 2013 год.
Так, группа "Аэрофлот" (государству принадлежит 51,17% акций) в 2013 году планирует увеличить пассажиропоток до 33 миллионов человек, таким образом, рост составит примерно 19%. Пассажирооборот, согласно планам, возрастет в этом году на 23% - до 92,3 миллиарда пассажиро-километров. Рост предполагается обеспечить за счет оптимизации операционной деятельности.
По словам Ирины Ступаченко из "Открытия", данные прогнозы предполагают замедление темпа роста пассажиропотока с уровня 22% за 10 месяцев 2012 года с корректировкой на эффект консолидации бывших авиакомпаний ГК "Ростех".
В 2013 году авиакомпания планирует пополнить парк новыми воздушными судами Boeing 777 и 737, Airbus 320 и 321, а также существенно обновить флот ряда авиакомпаний, входящих в группу. На конец сентября прошлого года группа "Аэрофлот" эксплуатировала 244 судна.
Что касается финансовых показателей, то группа в 2013 году планирует выручку на уровне 9,56 миллиарда долларов, из них 8,5 миллиарда долларов - выручка от перевозок. К примеру, в 2011 году выручка группы составила 5,378 миллиарда долларов.
Реализация этих планов позволит группе занять прочное первое место по объему перевозок среди всех авиакомпаний РФ.
Группа "ЮТэйр" (НПФ "Сургутнефтегаз" владеет 60,67% акций) в 2013 году ожидает роста пассажиропотока на 26%, до 10,5 миллиона человек.
Рост показателей группа планирует обеспечить за счет оптимизации операционной деятельности и пополнения парка воздушных судов.
Так в этом году группа планирует получить 11 самолетов (Boeing 737-800, Airbus А321, Boeing 767-200, Boeing 757-200, Boeing 737-500) и более 20 вертолетов, в том числе Ми-8МТВ, Ми-171/Ми-8АМТ, Agusta Westland AW139, Eurocopter AS 350, AS 355, EC175. В настоящее время в парке группы - более 250 самолетов и более 350 вертолетов различных типов и классов.
Прогнозы по финансовым показателям также весьма оптимистичные. Группа в 2013 году планирует получить выручку более 80 миллиардов рублей, прогнозируется прирост чистой прибыли в 1,5 раза. Для сравнения по итогам первого полугодия выручка группы по МСФО составила 31,25 миллиарда рублей.
"Скорее всего, "ЮТэйр" в 2013 году выйдет на уровень "Трансаэро" по числу пассажиров, но по пассажирообороту, конечно, не догонит, из-за более короткой протяженности среднего маршрута", - говорит аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.
Ступаченко отмечает, что у "Трансаэро" пассажирооборот (а именно он определяет выручку авиакомпаний), в два раза выше, чем у "ЮТэйр".
Авиакомпании "Трансаэро" и S7 не раскрывают свои детальные планы.
Среднегодовой рост перевозок пассажиров авиакомпании "Трансаэро" (супруги Александр и Ольга Плешаковы контролируют напрямую более 43% акций) по 2012 году составляет около 27%. Аналитики отмечают, что аналогичный рост продолжится и в 2013 году. Компания не публикует регулярную отчетность по МСФО (доступна только отчетность по МСФО за 2007-2008 годы).
Гендиректор авиакомпании "Сибирь" (в группу S7 входят авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", контролируется супругами Владиславом и Натальей Филевыми) Владимир Объедков говорил, в 2013 году по группе будет перевезено около 9,5-9,6 миллиона человек. Отчетность по МСФО группа не публикует. Если S7 сможет выйти на эти показатели, то в 2013 году она займет четвертое место по объему перевозок.
СДЕЛОК НЕ БУДЕТ
Авиационная отрасль не отличается большим количеством сделок M&A в отличие от той же железнодорожной отрасли. Государство до сих пор не может продать 25,5% акций авиакомпании "Сибирь", так как попросту нет желающих. Зачастую проще создать новую авиакомпанию, чем купить уже готовый бизнес. Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", отмечают, что в этом году сделки также маловероятны.
"Сделки маловероятны, так как компании сейчас малопривлекательны с финансовой точки зрения. Если же какая-то сделка произойдет, то она будет скорее вынужденной, к примеру, нужны будут деньги на погашение кредитов, и совершится она по цене, непривлекательной для основного акционера авиакомпании", - считает Рожков.
"Я думаю, что на данный момент рост будет органическим, так как, несмотря на общую консолидацию рынка, интересных предложений для покупок для компаний пока нет", - отмечает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
По большей части у мелких авиаперевозчиков достаточно старый парк и ограниченные возможности, при этом, по большей части они существенно обременены долгами, поэтому авиакомпаниям проще расти за счет собственных возможностей, говорит аналитик.
При этом, в 2013 году возможно проведение SPO "Аэрофлота" и "ЮТэйра".
Аналитики отмечают, что рост авиаперевозок в России продолжится.
"Позитивный прогноз связан с высоким потенциалом роста, который будет реализовываться на протяжении 2-3 лет, после чего темпы роста начнут замедляется и скорее всего, опустятся до 7-8%", - говорит Шенк.
Ольга Ждан, Прайм
http://www.1prime.ru
Оставить комментарий: