Как сообщил на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» (подробнее о нём мы рассказываем на первой странице) президент компании Владимир Якунин, есть большая доля вероятности, что в следующем году развитие экономики пойдёт не по умеренно позитивному сценарию Минэкономразвития, из которого обычно исходит компания, составляя прогноз перевозок, а по негативному. Сейчас рост погрузки предполагается на уровне 2,5% (1,314 млрд тонн) вместо 2,7% в этом году.
Президент фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Михаил Дмитриев затрудняется сказать что-то определённое о тенденциях развития экономики на следующий год. Даже Минэкономразвития в своём прогнозе до 2020 года дало шесть сценариев вместо трёх. «Дело в том, что по одному из сценариев торможение начнётся уже в следующем году, а это отразится на всех прогнозах, – пояснил Михаил Дмитриев. – Поэтому министерство постаралось оставить себе широкий коридор для маневра».
Пока перспективы не выглядят особо тревожными. Индекс оптимизма, составленный по опросам менеджеров по закупкам крупных компаний, превышает 50%. Кроме России, в мире всего четыре такие страны. Однако, как говорит президент ЦСР, еврозона всё глубже вползает в рецессию. Индекс промышленного производства там уже прошёл половину пути от того падения, которое было зафиксировано в 2008–2009 годах, а дна всё ещё не видно. Российский экономический цикл с небольшой задержкой коррелируется с европейским, поскольку ЕС – наш основной рынок сбыта. И это основной риск для страны.
«Мотором, который вытягивает сейчас российский ВВП, являются в основном сфера услуг, финансовый сектор, розничная торговля и недвижимость, – поясняет Михаил Дмитриев. – Это явно не основные клиенты РЖД. В добывающих отраслях темпы роста уже превысили докризисные, поэтому трудно ожидать там дальнейшего увеличения добычи».
Как полагает руководитель глобальной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей Майкл Эллиот, в 2013 году заводы будут действовать уже в других условиях, хотя глобальный спрос на металлургическую продукцию будет велик.
«Экономическая нестабильность снижает у акционеров порог чувствительности к рискам, в результате чего они усиливают давление на горнодобывающие компании, требуя от них максимально эффективного выполнения заявленных проектов и не позволяя им при этом расходовать средства на новые инициативы или инвестиционные проекты», – замечает Майкл Эллиот.
В департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» говорят, что основываются на прогнозах Минэкономразвития, но тоже видят возрастание рисков замедления экономического роста. Поэтому в РЖД полагают, что нужно принимать во внимание и те прогнозы, по которым рост ВВП составит менее 3%. По негативному сценарию МЭРа, в случае стагнации в еврозоне рост российского ВВП составит всего 0,5%, а промышленности – 1,4%. Даже при таких обстоятельствах погрузка угля несколько увеличится, поскольку добычу поддерживает экспорт в Китай, а внутреннее потребление остаётся стабильным. Но по металлургическим грузам есть риски падения, так как они сильно зависят от мировой промышленной конъюнктуры.
Совершенно точно, что в следующем году РЖД потеряют большие объёмы нефти, которые уйдут в трубу в связи со строительством ВСТО. Неопределённой остаётся ситуация и со строительными грузами. Исходя из того, что строительство хотя и небольшими темпами, но будет расти, перевозки цемента не должны пострадать. Однако всё будет зависеть от того, станет ли государство финансировать и реализовывать крупные проекты, например заявленное увеличение прокладки автодорог, замечают в департаменте. Пока правительство очень осторожно относится к крупным стройкам.
18.12.2012 |
Оставить комментарий: