Государственная дума во втором чтении одобрила поправку в Налоговый кодекс, согласно которой отменяются льготы на инфраструктурное имущество естественных монополий. Это приведёт к дополнительным расходам ОАО «РЖД» в десятки миллиардов рублей.
Инициатором поправки стало Министерство финансов. Предполагается установить минимальные ставки налогообложения в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов. Сейчас инфраструктурное имущество освобождено от налогов. В железнодорожной отрасли под налогообложение попадают пути, сооружения и системы энергоснабжения, автоматизации, сигнализации и связи. ОАО «РЖД» обращалось в Госдуму с просьбой не отменять льготы. Как отмечают в компании, эти объекты являются дорогостоящими и составляют значительную долю в общем объёме имущества.
«На следующий год на налоги нужно будет дополнительно 8,3 млрд руб., в 2014 году добавится ещё более 7 млрд. Ещё по 8 млрд ежегодно будет добавляться до 2018 года. Конечно, это приведёт к тому, что суммы надо будет компенсировать дополнительной индексацией тарифов, – заявила руководитель департамента налоговой политики и методологии налогового учёта ОАО «РЖД» Елена Некрасова. – Мы посчитали: уже в 2013 году нужно закладывать около 1% дополнительной индексации либо снижать инвестиционную программу».
В результате выхода на полную ставку налогообложения в 2018 году компании придётся платить дополнительно 51,3 млрд руб. налогов. Но для железнодорожного транспорта эффект будет кумулятивный, ведь к налоговым расходам прибавится ещё и повышение цен от энергетиков, которым тоже придётся поднимать стоимость своей продукции.
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что отмена льгот направлена на то, чтобы регионы получили дополнительные доходы. Сами ставки налогообложения и так являются компромиссом между центром, регионами и субъектами экономики, поскольку их планировали ввести ещё в 2012 году и растянуть повышение на три года, а не на шесть лет.
«Мы выбрали шестилетний срок вывода ставок по налогу на имущество для естественных монополий. Мы давали график, каким образом у нас могут за счёт этой льготы увеличиваться тарифы естественных монополий, – говорит Сергей Шаталов. – Считаем, что можно укладываться в тот рост тарифов, который запланирован на ближайшее время». Он отметил, что после принятия поправки правительство будет стремиться к тому, чтобы роста тарифов за счёт отмены льготы не произошло.
Чтобы немного подсластить пилюлю, Минфин предлагает освободить от налога вновь введённое движимое имущество, к которому относятся прежде всего локомотивы. Однако подсчёт компании показывает, что в следующем же году эта льгота может принести всего около 1,5 млрд руб., в то время как потери от отмены льгот по инфраструктуре превысят 15 млрд.
Между тем в РЖД считают, что поправки в целом сыграют негативную роль в модернизации экономики. Они не согласуются с такими направлениями, как стимулирование инвестиций в инфраструктуру и обновление основных фондов. Ведь инвестиции ведут к удорожанию инфраструктуры, а это, в свою очередь, увеличивает налоговые платежи.
«В планах РЖД есть строительство высокоскоростных магистралей, – замечает Елена Некрасова. – Представляете, сколько будет стоить это имущество и какие налоги с него нужно будет платить?»
Из-за большой стоимости объектов инфраструктуры в ряде государств, где железнодорожная сеть хорошо развита, они освобождены от имущественного налога. В частности, такая практика есть в Германии и Испании.
По данным Счётной палаты, регионы уже в следующем году благодаря этому налогу получат дополнительно 34 млрд руб., но аудиторы сделали вывод, что в тарифах естественных монополий эти расходы не заложены.
Оставить комментарий: