Организация транспортно-логистического процесса должна быть более гибкой в условиях финансового кризиса и встречать на своём пути как можно меньше административных барьеров. К такому мнению пришли участники делового саммита АТЭС на острове Русский.
Согласно недавнему опросу руководителей крупных компаний, 60% респондентов ответили, что в условиях рисков диверсифицируют поставщиков и сокращают географию логистических цепочек. Как рассказал вице-президент международной сети фирм PwC International Дональд Альмейда, ещё 25% топ-менеджеров отметили, что стали уходить от избыточных схем поставок.
"Потребитель хочет больше за меньшие деньги, поэтому нужно снижать издержки и убирать барьеры при пересечении товаров через границы", - сказал президент Wal-mart Asia Скотт Прайс. По словам исполнительного директора Valadenz Ltd. Тони Ноувелла, один день простоя груза в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) обходится более чем в $23 млн.
Россия, обладая транзитными возможностями, могла бы сыграть заметную роль в оптимизации схем перевозок внешнеторговых грузов. Тем более с созданием Таможенного союза иностранным партнёрам открываются инфраструктурные возможности не только России, но и Белоруссии и Казахстана.
Между тем перемещение грузов через Россию также сопряжено с трудностями. "Контейнер из Азии в Европу следует 32 дня. Из них пять дней обрабатывается в порту, 13 идёт по железной дороге, всё остальное время он растаможивается", - сетует председатель совета директоров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП, входит в группу "Сумма") Марат Шайдаев.
Один из выходов - совершенствование системы электронного документооборота. По словам Марата Шайдаева, "Сумма" подписала соглашение о сотрудничестве с организацией GS1. Так, планируется развивать технологию RFID, основанную на методе радиочастотной идентификации, которая позволяет дистанционно передавать данные о перемещаемом грузе. Благодаря этому товары смогут быстрее пересекать границу, поскольку, располагая информацией о грузе ещё до прихода судна в порт, можно в разы сократить пограничный и таможенный контроль.
Система должна заработать в НМТП, но она имеет перспективы широкого распространения. Если RFID совместить с космической системой навигации ГЛОНАСС, возможно привлечь через Россию дополнительные объёмы транзитных грузов. "Сейчас на Азию приходится порядка 40-60% мирового среднего класса. Основной потребитель растёт там. Векторы логистики могут меняться не только из Азии в Европу, но и обратно. Мы должны быть к этому готовы", - пояснил Марат Шайдаев.
Россия инициировала разработку и внедрение единого стандарта на базе RFID в схемах поставок в экономиках АТЭС. Идея получила одобрение на саммите.
Отсутствие стандартных товарно-транспортных документов - проблема для АТР, сказал советник Президента РФ Игорь Левитин. "Когда страны с широкой железнодорожной колеёй имели одни документы, а там, где была узкая, - другие и вагон принимался из Китая, приходилось переделывать документы. Когда он приходил на границу с Польшей - ещё раз", - сказал он.
Экс-министр напомнил, что на воздушном транспорте функции по стандартизации на себя взяла Международная организация гражданской авиации (ICAO), на морском - Международная морская организация (IMO). То же необходимо для железнодорожного и автомобильного.
Гармонизация таможенных процедур, система "одного окна", введение единых стандартов автоматической идентификации грузов позволят России более полно использовать транзитный потенциал. "Объём торговли между Европой и Азией исчисляется $1 трлн в год, и каждый процент грузов, который пойдёт через Россию, принесёт нашей экономике не менее $1 млрд", - подчеркнул глава группы "Сумма" Зиявудин Магомедов.
Источник: trans-port |
Оставить комментарий: