Плохое управление РЖД вагонопотоками усилило падение погрузки в феврале – аналитики

Неэффективное управление вагонопотоками со стороны ОАО "РЖД" усилило падение погрузки в феврале, считают аналитики.
Как сообщалось ранее, среднесуточная погрузка в январе-феврале 2012 г. по сравнению с тем же периодом 2011 г., выросла лишь на 2,8% (до 3,308 млн тонн), тогда как в январе 2012 г. – на 4,8% "год к году", причем в феврале 2012 г. этот показатель увеличился лишь на 0,7% (до 3,345 млн тонн) по сравнению с февралем 2011 г. Среднесуточный грузооборот за два месяца 2012 г. увеличился только на 7,5% (до 6,032 млрд тонно-километров), тогда как в январе увеличение составляло 11,5%. В феврале этот показатель вырос только на 2,9% (до 5,855 млрд тонно-километров). При этом по сравнению с январем в феврале грузооборот упал на 5,2%, до 5,855 млрд тонно-километров в сутки.
РЖД заметное падение погрузки объяснили неблагоприятными погодными условиями на большей части страны в первой половине февраля. Из-за этого значительное количество груженых поездов, следующих в направлении портов, было остановлено по пути к станции назначения. Чтобы исправить ситуацию, монополия направляла своих представителей в порты. Кроме того, РЖД заявили, что сами грузоотправители не вовремя предъявляли грузы к перевозке и вели их выгрузку. В связи с этим перевозчик направлял грузовладельцам телеграммы с требованием обеспечить погрузку и разгрузку вагонов.
"Руководство РЖД ранее отмечало, что месячная динамика была негативной и объемы февральских перевозок сократились на 4,5% месяц к месяцу на фоне плохих погодных условий в первой половине февраля, неэффективной работы с подвижным составом ряда компаний (со стороны железнодорожных операторов)", – отмечает "ТКБ Капитал".
Однако, в то же время, говоря про "неэффективность работы операторов с подвижным составом", РЖД, по сути, обвиняют самих себя, поскольку пути и организация движения остаются за монополией, сказала "Интерфаксу" начальник отдела анализа рынка акций "ТКБ Капитала" Мария Кальварская. "В их (РЖД) силах было не давать разрешения выезжать в тех направлениях, где не могут принять груз, и поезд будет занимать пути", – считает она.
Как сообщалось ранее, с января начал действовать приказ министерства транспорта РФ о запрете направлять порожние вагоны на станцию погрузки без заявки на погрузку. То есть, фактически оператор не может создать проблем на станции погрузки, поскольку его действия без заявки просто блокируются. К тому же, правительство РФ передало в аренду РЖД полувагоны их "дочки" – ОАО "Вторая грузовая компания".
Косвенно на несовершенство системы РЖД по управлению вагонопотоками указывает и тот факт, что погодные условия не вызвали серьезных трудностей у частных железнодорожных операторов (в основе их бизнеса – стремление к маршрутизации перевозок). "Операционная статистика показывает, что неблагоприятные погодные условия не имели существенного негативного влияния на публичные российские транспортные компании, по крайней мере, если считать по сравнению с прошлым годом", – отмечают аналитики ФК "Открытие". Рост перевозок стройматериалов и угля с начала 2012 г. оказался положительным для Globaltrans и "Трансгаранта" (актив группы FESCO), а устойчивый рост контейнерных перевозок был на руку для ОАО "ТрансКонтейнер".
"ТКБ Капитал" указывает на то, что в январе-феврале 2012 г. рост был обусловлен "низкой базой" в январе-феврале 2011 г. по некоторым типам грузов (строительным материалам, нефти, цементу, зерну). При этом "низкая база" января 2012 г. обусловила рост перевозок металлолома, контейнеров и леса в феврале.
Частные железнодорожные операторы и раньше указывали на технические и технологические недостатки РЖД, создающие проблемы на железнодорожной сети в РФ. В частности, на семинаре "Рынок угля 2012: инфраструктура и экспорт. Вызовы и перспективы", прошедшем в середине февраля, ведущий аналитик Brunswick Rail Андрей Цыганов отмечал, что отсутствие у монополии современных систем управления движением и дефицит локомотивов сокращают скорость транспортировки вагонов.
Регуляторы ранее уже предупреждали, что РЖД необходимо развивать новые технологии организаций перевозок. "Совершенствование должно, в том числе, включать такие элементы, как внедрение систем интервального регулирования, использование нового тягового подвижного состава для увеличения веса поездов, повышение уровня маршрутизации грузовых перевозок", – заявлял замглавы Минтранса Андрей Недосеков. На это старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявил, что повышать частоту курсирования менее чем до 6 минут небезопасно.
"В то же время, принимаемые директивные меры – создание привлеченного парка (РЖД) и введение имущественного лимита для собственников подвижного состава – пока не привели к решению проблемы", – отмечал А. Цыганов. При этом, по его мнению, подобные действия могут способствовать оттоку частных инвестиций из отрасли и ограничат частную собственность на вагоны. Это может стать шагом назад в реформе, и уже через полгода-год отрасль столкнется с теми же трудностями, заявлял менеджер.
Кроме того, по мнению Brunswick Rail, для решения проблемы низкой оборачиваемости вагонов стоит уделить внимание развитию припортовых дорог и сортировочных станций. Также необходимо стимулировать операторов к модернизации парка: потребность в дополнительных вагонах можно снизить за счет использования тележек с увеличенной осевой нагрузкой, грузоподъемностью и межремонтным пробегом.
Источник: http://www.rzd-partner.ru/

Оставить комментарий:

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задаётся для того, чтобы удостовериться, что вы - человек, а не автоматизированная спам-рассылка.