Приморье возьмут в контейнерооборот

В При­морье на­мети­ли еще один путь раз­ви­тия пос­ле про­веде­ния фо­рума АТЭС-2012: соз­да­ние транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­кой сис­те­мы, нап­равлен­ной на прив­ле­чение тран­зитных гру­зопо­токов из стран АТР. На обес­пе­чении тран­зи­та кон­тей­нер­ных гру­зов, подс­чи­тали в кра­евой ад­ми­нист­ра­ции, ре­ги­он смог бы за­раба­тывать до $30–45 млрд еже­год­но. Впро­чем, эти рас­че­ты по­ка чис­то умоз­ри­тель­ны. Экс­пер­ты счи­та­ют, что в бли­жай­шие го­ды ра­зум­нее сос­ре­до­то­чить­ся на пе­ре­воз­ках рос­сий­ско­го сырья на экс­порт.
Сум­марный кон­тей­не­ро­обо­рот стран се­веро-вос­точной Азии, от­ме­чалось на Ти­хо­океанс­ком эко­номи­чес­ком конг­рес­се, сос­то­яв­шемся в кон­це ми­нув­шей не­дели во Вла­дивос­то­ке, оце­нива­ет­ся в 100-150 млн TEU (кон­тей­не­ров в 20-фу­товом ис­числе­нии) в год. До­ля Рос­сии в этих пе­ревоз­ках в нас­то­ящий мо­мент край­не низ­ка — все­го 0,6%. Как за­явил на­чаль­ник де­пар­та­мен­та про­мыш­леннос­ти и транс­пор­та При­морс­ко­го края Игорь Хру­щев, рос­сий­ской транс­пор­тной сис­те­ме не­об­хо­ди­мо за­нять 7–8% рын­ка, что еже­год­но при­но­си­ло бы $10–15 млрд.
По его сло­вам, ге­ог­ра­фичес­кое рас­по­ложе­ние и на­личие по­тен­ци­аль­ных меж­ду­народ­ных транс­пор­тных ко­ридо­ров «При­морье-1» (Суй­фэнь­хэ — Гро­деко­во — порт Вла­дивос­ток/Вос­точный — пор­ты юга Ки­тая) и «При­морье-2» (Хунь­чунь — Крас­ки­но — порт За­руби­но — пор­ты АТР) да­ет ре­ги­ону воз­можность при­нять учас­тие в обс­лу­жива­нии тран­зи­та из Юж­ной Ко­реи, Япо­нии и Ки­тая. Для прив­ле­чения перс­пек­тивных гру­зопо­токов на юге При­морс­ко­го края це­лесо­об­разно соз­дать один или два круп­ных пор­та-ха­ба. Как счи­та­ет гос­по­дин Хру­щев, один из них мо­жет по­явить­ся близ За­ру­би­но в бух­те Тро­ица, дру­гой — на ос­но­ве ны­неш­не­го пор­та Вос­точ­ный.
Ра­зуме­ет­ся, са­ми влас­ти При­морья вряд ли бу­дут вкла­дывать средс­тва в стро­итель­ство не­об­хо­димой инф­рас­трук­ту­ры, но пред­ло­жение гос­по­дина Хру­щева яв­но ад­ре­сова­но по­тен­ци­аль­ным ин­весто­рам. Сто­ит ска­зать, что в пос­ледние го­ды в ре­ги­оне ак­тивно об­сужда­ет­ся идея ор­га­низа­ции в Вос­точном осо­бой пор­то­вой эко­номи­чес­кой зо­ны (ПО­ЭЗ). Не от­ка­зыва­ют­ся от дан­но­го пред­ло­жения в кра­евой ад­ми­нист­ра­ции и се­год­ня. «Эта идея как раз ори­ен­ти­рова­на на обес­пе­чение тран­зи­та. Сок­ра­тилось бы чис­ло пос­редни­ков в транс­пор­тной це­поч­ке, вы­рос­ла заг­рузка Транс­си­ба, пре­ферен­ции ре­зи­ден­там зо­ны зна­чи­тель­но ук­ре­пи­ли бы их по­зи­ции на рын­ке»,— по­яс­нил гос­по­дин Хру­щев.
Кро­ме то­го, соз­да­ние ПО­ЭЗ поз­во­лит ос­ла­бить та­можен­ный ре­жим, что по­ложи­тель­но ска­залось бы на прив­ле­чении гру­зопо­тока. «В ми­ре на­коп­лен ус­пешный опыт ра­боты сво­бод­ных пор­тов. Как при­мер — Гон­конг. Там нет та­мож­ни, а дей­ству­ющая пра­во­ох­ра­нитель­ная сис­те­ма по су­ти об­легча­ет об­ра­бот­ку гру­зов»,— от­ме­тил ди­рек­тор гру­зопе­рево­зок предс­та­витель­ства в Гон­конге Arup (бри­танс­кая ком­па­ния по раз­ра­бот­ке стро­итель­ных и ин­же­нер­ных про­ек­тов. — „Ъ“) Сэм Чоу.
Раз­ра­бот­ка пла­на объ­ек­тов инф­рас­трук­ту­ры бу­дущей пор­то­вой зо­ны в Вос­точном по­ка еще толь­ко предс­то­ит. Меж­ду тем кра­евые влас­ти вмес­те с уче­ными уже подс­чи­тали прог­нозные объ­емы пе­ревал­ки кон­тей­не­ров. По «взрыв­но­му» сце­нарию, еже­год­ный кон­тей­не­ро­обо­рот сос­та­вил бы 12–13 млн TEU, по сдер­жанно­му — 5–6 млн TEU, по пес­си­мис­тично­му — 2–3 млн TEU. Ес­ли же за­рабо­та­ет ПО­ЭЗ, до­ходы транс­пор­тной от­расли в крае в це­лом уве­личат­ся до $30–45 млрд. От­ме­тим, что се­год­ня все даль­не­вос­точные морс­кие пор­ты не пе­рева­лива­ют и 1 млн TEU в год. «Циф­ры мо­гут по­казать­ся фан­тас­ти­кой, но на фо­не соп­ре­дель­ных стран они скром­ны»,— ска­зал Игорь Хру­щев.
Од­на­ко, по мне­нию экс­пер­тов, де­лать став­ку на кон­тей­нер­ные тран­зитные пе­ревоз­ки бы­ло бы не­вер­но. «Ожи­да­ет­ся, что в бли­жай­шее вре­мя в При­морье при­дут боль­шие сырь­евые по­токи. Ре­шить проб­ле­му прив­ле­чения кон­тей­нер­ных пе­рево­зок мы по­ка не мо­жем, а экс­порт сырья не ждет»,— счи­та­ет за­мес­ти­тель ген­ди­рек­то­ра ОАО «Даль­не­вос­точ­ный НИИ морс­ко­го фло­та» Ев­ге­ний Но­во­сель­цев.
В то же вре­мя, го­ворит он, су­щест­ву­ет ряд проб­лем при соз­да­нии но­вых пор­то­вых мощ­ностей. Во-пер­вых, в При­морс­ком крае от­но­ситель­но не­боль­шое по­бережье, где про­ходит же­лез­ная до­рога. Это тер­ри­тория от Пось­ета до Вос­точно­го, и она дос­та­точ­но заст­ро­ена. Вто­рая проб­ле­ма свя­зана с эко­логи­чес­ки­ми фак­то­рами. «Су­щест­ву­ют серь­ез­ные об­ре­мене­ния в ви­де за­каз­ни­ков, за­повед­ни­ков. К то­му же не дрем­лет об­щест­вен­ность. Уже бы­ли при­меры, ког­да об­щест­вен­ное мне­ние фак­ти­чес­ки вста­вало по­перек стро­итель­ства круп­но­го неф­те­пор­та в Пе­ревоз­ной. По этой же при­чине бы­ла ос­та­нов­ле­на строй­ка уголь­но­го тер­ми­на­ла в бух­те Су­хо­дол. И та­кие конф­лик­ты бу­дут про­ис­хо­дить»,— го­во­рит Ев­ге­ний Но­во­сель­цев.
При этом бес­по­кой­ство на­селе­ния, про­дол­жа­ет он, впол­не обос­но­ван­но. Ни один из при­морс­ких пор­тов не сер­ти­фици­рован по меж­ду­народ­ным стан­дартам ISO-1400 (сис­те­ма эко­логи­чес­ко­го ме­недж­мен­та. — „Ъ“). «Но сдер­жать гру­зопо­токи мы то­же не мо­жем. Ос­та­ет­ся стро­ить нор­маль­ные „зе­леные“ пор­ты. Се­год­ня су­щест­ву­ют тех­но­логии по зак­ры­той пе­ревал­ке уг­ля. По ним ра­бота­ют да­же круп­ные тер­ми­налы, расс­чи­тан­ные на пе­рег­рузку 15–20 млн тонн на­валоч­ных гру­зов. Та­кие пор­ты мо­гут быть пост­ро­ены в са­мых гус­то­насе­лен­ных мес­тах, не при­чи­няя вре­да ок­ру­жа­ющей сре­де»,— зак­лю­ча­ет экс­перт.
Источник: Коммерсантъ

Оставить комментарий:

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задаётся для того, чтобы удостовериться, что вы - человек, а не автоматизированная спам-рассылка.