У желающих начать вести торговую деятельность с Китаем, появился шанс узнать о всех «подводных камнях» этого бизнеса от специалистов. Евгений Колесов - учредитель и генеральный директор Optim Consult, успешно работающей на рынке бизнеса с Китаем более 10 лет, дал свои комментарии на интересующие многих вопросы.
1. Вы уже долгое время работаете с Китаем и наверняка сможете оценить, как развиваются деловые отношения между нашими странами: вырос ли профессионализм участников рынка за последние годы, выросла ли степень доверия российских предприятий к китайским поставщикам?
Взаимный интерес у бизнесменов России и Китая с каждым годом повышается. Цифры это демонстрируют наглядно. Разумеется, и профессионализм участников рынка значительно вырос. Китайцы подтянули свои знания ВЭД, впрочем, как и представители российских компаний. На вопрос относительно возросшего доверия к китайским производителям однозначно ответить сложно. Наши специалисты, а также представители госструктур России в Китае отмечают увеличившийся рост обмана со стороны китайских производителей - жульничать стали больше. При этом если три-четыре года назад обманывали, так сказать, по мелочи, на суммы 500-1000$ США, то теперь на обман, подмену товара идут на крупные суммы. За прошедший 2013 год у нас были обращения от клиентов, когда китайцы обманывали и на 50 000$, и на 130 000$. Так что пока компания не столкнется с откровенным мошенничеством с китайской стороны, доверие вроде как есть.
2. С какими трудностями сталкивается компания, начавшая вести торговую деятельность с КНР?
Ну, во-первых, не все компании сталкиваются с трудностями. Есть компании, руководители которых не признают никаких трудностей - как говорится, прут, не смотря ни на что. Во-вторых, если и возникают какие-то проблемы, то всегда разные. Самая распространенная: сложность коммуникации. При общении китайцы если что-то и не понимают, делают вид, что им всё ясно. Это опасно. Размещая заказ с позиций непонимания, есть вероятность получить совсем не тот товар, на который рассчитывал клиент. Ещё момент: срыв сроков производства. Китайские производители все как один говорят о сроках в 30 дней, а по факту могут делать и 40, и 50 дней, и даже пару месяцев. К этому нужно относиться с пониманием. Истерики и крики тут не окажут доброй службы. Проблемой может стать подмена сырья. При размещении заказа говорили об одном уровне качества, а по факту китайцы легко могут использовать менее качественное сырье. Почему? Хотя бы потому, что российские бизнесмены очень жестко прогибают по ценам. Адекватных импортеров не так много. Плюс курс прыгает, и 2-3% производителю надо как-то отыгрывать, вот и начинают мудрить. С китайцами надо держать ухо востро.
3. Какие специалисты обязательно должны участвовать в построении международного бизнеса с Поднебесной, чтобы избежать типичных ошибок?
Адекватные.
4. Когда компании стоит переключаться на прямую работу с Китаем? Возможно, у Вас есть какие-то критерии, например, необходимый уровень оборота и т д.
Когда есть гарантии, что самостоятельное плавание не разобьет Вашу лодку о китайские рифы. У нас масса примеров, когда, проработав с нами год-два-три, компании решались на самостоятельную работу. И вроде были основания, и всё получалось, но ни с того ни с сего китайцы начинали срывать сроки, гнать откровенный брак, повышать цены. Когда китайцы чувствуют, что клиент где-то там, в далекой России, им работается значительно комфортнее. И совсем «неинтересно», когда, например, Optim Consult представляет интересы клиента в Китае. Мы поддерживаем постоянный контакт с китайцами, держим руку на пульсе, осуществляем инспекции, дотошно всё проверяя, участвуем в загрузках. Говоря простым языком, мы существенно «напрягаем» китайцев своим внимательным подходом.
5. Может ли новый игрок на рынке, например открывшийся недавно интернет-магазин, сразу начать поставки из Китая?
А почему нет? Как говорил Конфуций, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
6. Можете ли Вы рекомендовать нашим читателям, где они могут получить наиболее актуальную информацию по ведению бизнеса с Поднебесной?
Самая актуальная информация – свой собственный опыт. Так же важно больше читать практических материалов: статьи о бизнесе с Китаем, интервью с руководителями компаний, посещать выставки, семинары, лично общаться с руководителями компаний и экспертами рынка. Например, тем, кто серьёзно настроен на работу с Китаем, рекомендую посетить III Международную выставку-конференцию «Бизнес с Китаем» www.bc-expo.com, где будут освещены вопросы ведения бизнеса с Китаем и участники смогут задать вопросы спикерам. Участие в подобных мероприятиях всегда позитивно: новые мысли, идеи, знакомства. Как говорят китайцы, «сколько людей – столько дорог».