О Контрактной системе (по Федеральному закону № 44-ФЗ)

О Контрактной системе 

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Каковы же привнесенные им новации и влияние, которое он призван оказать на систему расходования средств бюджетов Российской Федерации, сможет ли он стать эффективной заменой старого закона?

Закон о контрактной системе предусматривает принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок.

Действовавшим законодательством был урегулирован только один этап - размещение заказов, то есть определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Теперь такого понятия как размещение заказа в новом Законе нет.

В новом законе фигурируют понятия:

- Осуществление закупки

- Определение поставщика

В контрактной системе регламентированы все этапы:

- планирование, 

- размещение, 

- исполнение контракта, 

- оценка его эффективности.  

Все перечисленное будет сопровождаться сквозным контролем и аудитом. Если раньше контролем в сфере закупок занималась Федеральная антимонопольная служба, то сейчас к этой работе подключили Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Для начала рассмотрим основные изменения, касающиеся заказчиков.

1. Закон о контрактной системе предполагает гораздо более существенный объем документооборота, по сравнению с тем, который осуществлялся по старому Закону

Мы уже с этим столкнулись и это действительно так ! Бумажной работы прибавилось весьма значительно 

В частности:

  • предусмотрены трехлетние планы закупок (правда, с января 2015 года);
  • промежуточные и итоговые отчеты об исполнении контрактов;
  • извещения о проведении закупок у единственного поставщика;
  • существенно увеличен, расширен состав сведений, включаемых в годовые планы-графики.

Это все – прозрачность процедуры ЗАКУПКИ !

 

2. Если раньше заказчики обосновывали только начальную (максимальную) цену каждой закупки, то теперь необходимо будет обосновать еще:

- объект закупки;

- способ закупки;

- требования к участникам закупки. При этом запрещается приобретать продукцию с избыточными потребительскими свойствами и предметы роскоши.

3. По общему правилу, каждый заказчик должен создать контрактную службу.

К функциям и полномочиям контрактных управляющих и контрактных служб будет относиться обслуживание всего цикла закупок - от планирования до приемки товаров, работ, услуг по выполненным контрактам. Это принципиально новый подход к организации закупочной деятельности заказчика, позаимствованный из зарубежной практики.

4. Заказчики наконец-то получают механизмы защиты от демпинга.

Если участником закупки предложена цена на 25 и более процентов ниже начальной, то:

- если начальная цена превышает 15 млн. руб. контракт будет заключен только после предоставления данным участником обеспечения исполнения в полтора раза превышающего размер обеспечения, указанный в документации о проведении закупки;

- если начальная цена меньше 15 млн. руб. контракт будет заключен только после предоставления данным участником обеспечения исполнения в полтора раза превышающего размер обеспечения, указанный в документации о проведении закупки или предоставления документов, подтверждающих добросовестность такого участника.

Это ряд условий суть которых сводится к тому, что такой участник должен был в течении ряда лет исполнить определенное количество контрактов без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).

5. Теперь Закон о контрактной системе сделал значительные подвижки в вопросе поддержки субъектов малого предпринимательства.

Теперь верхняя планка объема закупок, проводимых для субъектов малого предпринимательства, не определена. Это означает, что теперь заказчик по закону может каждую процедуру закупки объявлять с условием, что участвовать в ней могут только субъекты малого предпринимательства.

Установлена только нижняя граница – не менее 15 %.

Объекты стоимостью до 20 млн. рублей.

 

6. Есть изменения в процедуре проведения, как конкурсов, так и аукционов.

По конкурсам:

- обеспечение заявки обязательно (от 0,5 до 5 %);

-  если подана только одна заявка или осталась одна заявка после их допуска к конкурсу, то контракт заключается с таким участником только по согласованию с ФАС в установленном Правительство порядке;

- введен в практику конкурс с ограниченным участием (это предквалификационный отбор, порядок которого утвержден постановлением Правительства РФ).

 

По электронному аукциону:

- если аукцион не состоялся, то повторный аукцион не проводится, а применяется запрос предложений;

- при наличии только одной заявки контракт заключается только по согласованию с ФАС в установленном Правительство порядке;

- если в аукционе никто не участвовал (не сделано ни одного предложения за 10 минут) рассматриваются все поданные заявки и контракт заключается с единственным подрядчиком только по согласованию с ФАС в установленном Правительство порядке.

 

7. Внедрение Закона о контрактной системе приведет к увеличению доли торгов - конкурсов и аукционов, в связи с ограничениями на проведение неторговых процедур - запросов котировок и закупок у единственного источника.

Применение неторговых процедур заказчиками нормативно привязано не к понятию "одноименности", как это было ранее, а к предельной процентной доле закупок в общем годовом объеме и максимальной сумме такими способами закупок в абсолютном выражении. Для заказчиков это обернется значительно большими затратами на организацию процесса закупок, включая трудозатраты и издержки на делопроизводство.

Ограничения:

-  не более 5 % от годового объема закупок и не более 50 млн. рублей в год (казалось бы сделали облегчение, но ....)

-  необходимо обосновать расчет цены (утверждена специальная методика);

-   необходимо в специальном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность  применения иных способов определения поставщика (читай, почему не конкурс, аукцион или запрос котировок).

Статья 22 Закона о контрактной системе гласит о том, что:

Начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

 

7. Статьей 95 нового Закона допускается изменение существенных условий контракта, а именно:

По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. 

 

8. Увеличится объем закупок с использованием конкурса и конкурса с ограниченным участием.

Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 2019-р утвержден

Перечень
товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

В соответствии с ним можно проводить конкурс, а не аукцион для:

œ   работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений;

œ   работ, включенных в код 45 (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2007) при их стоимости свыше 150 млн. рублей.

 

Еще одним документом - постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 утвержден

Перечень
случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень валификации

В этот перечень включено:

6. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Статья 56 Закона дает нам право по перечисленным работам осуществлять закупки используя конкурс с ограниченным участием, то есть с предварительной квалификацией !

 

Со вступлением в силу Закона о контрактной системе произойдут следующие изменения, касающиеся участников закупок.

1. Увеличатся издержки на участие в закупках.

Это связано с тем, что теперь во всех случаях становится обязательным предоставление обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.

Это прописано в статье 96 Закона.

2. Кроме того, если раньше многие поставщики предпочитали не связываться с торгами (конкурсами и аукционами) и участвовали только в запросах котировок (закупках до 500 тыс. руб.), теперь они будут вынуждены становиться участниками торгов, то есть - готовить полноценные заявки, нотариально заверять документы, приобретать банковские гарантии и т.д.

ПЛЮС: -  полная анонимность содержания заявки до публичного вскрытия конвертов и их оглашения.

3. В соответствии с Законом о контрактной системе заказчик в контракте может прописать обязательное привлечение при его исполнении субподрядчиков, которые являются субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.

Это обязательно прописывается в контракте и нарушение этого условия влечет гражданско-правовую ответственность подрядчика !

4. Контрактом может быть предусмотрена обязательная экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Это указано в статье 94 Закона.

Заказчиком создается экспертная группа, которая оценивает результаты работы подрядчика на предмет выполнения им требований контракта по объему и качеству товаров, работ, услуг.

 

5. Следующим изменением в системе закупок, касающимся поставщиков, станет изменение в порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков.

Так, с 2014 года в реестр будут включаться не только сведения о самом юридическом лице - участнике закупки, но и сведения о руководителе этого юрлица, обо всех членах его коллегиального исполнительного органа и его учредителях.

6. В связи с внедрением контрактной системы и у заказчика, и у поставщика появляется право на одностороннее расторжение контракта.

Кроме того, одностороннее расторжение контракта по инициативе заказчика в связи с нарушением контрагентом условий договора является основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков. Хочется надеяться, что это нововведение будет способствовать более внимательному и добросовестному отношению поставщиков к исполнению государственных и муниципальных контрактов.

7. Введение закона о контрактной системе однозначно повысит спрос на услуги профильных образовательных организаций, способных подготовить квалифицированные кадры для заказчиков, специализированных организаций и контролирующих органов.

 

Правительством и министерствами уже издан рад постановлений, распоряжений, приказов, регламентирующих те или иные положения Закона.

Среди них следует отметить следующие:

Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N  567
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"

 

Перечень
банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2013 г. N 1999-р)

 

Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005
"О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063
"Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"

На него необходимо потенциальным подрядчикам обратить особое внимание !

 

4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;  - это 300 тыс. рублей за каждый факт нарушения !

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;  - это 2 500 000 . рублей за каждый факт нарушения !

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;  - это 1 000 000 . рублей за каждый факт нарушения !

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.  - это 500 тыс. рублей за каждый факт нарушения !

5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

 

Дополнительные требования,
предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089)

 

Такими требованиями являются:

1. Наличие опыта исполнения

2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов,

 

Перечень
документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089)

 

К таким документам относят:

1. Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.

2. Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.

3. Выписка из Единого государственного реестра прав на  недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).

4. Копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет,

5. Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки.

6. Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.

 

Правила
оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085)

 

4. В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

-    цена контракта;

-    расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

-    стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

-    предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

 

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

-   качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

-   квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. 

Автор: Вячеслав Михайлович Кочемасов (заместитель начальника ФКУ "ФУАД "Дальний Восток")